Задержка речи – норма или приговор?

zaderzhka rechi u rebenka

«А наш Ванечка уже говорит предложениями», – делится на прогулке радостной новостью соседка. Радость за Ванечку омрачается мыслью о том, что ваш малыш произносит пока только «гав-гав», «ням-ням» или другие слова, не похожие на связную речь. Знакомые наперебой твердят, что ребёнка надо срочно показать специалисту, свекровь авторитетно заявляет, что «сам заговорит, когда нужно», а педиатр пожимает плечами.

Сейчас часто процесс воспитания проходит под лозунгом «догнать и перегнать!». Родители ждут, что в 4 года любимое чадо уже будет наизусть цитировать Чуковского и самостоятельно читать. К малютке предъявляют завышенные требования, его сравнивают с другими детьми.

Как не запутаться в многочисленных советах и на что надо обратить внимание, если родителям кажется, что у их малыша задержка речи? Давайте разбираться.

Мнение специалистов

С первых дней своего рождения малыш пребывает в естественной языковой среде: слышит речь, обращённую к нему и к окружающим. Так формируются первые навыки речи. Гуление переходит в лепет, лепет – в слоги, слоги складываются в слова, слова – в предложения. Это логический процесс развития. Но часто случается так, что в этой цепочке возникает сбой.

В 1 год ребёнок должен демонстрировать определённый словарный запас. Психолог на осмотре спрашивает, что говорит малыш, сколько слов использует. Если вы «не вписываетесь» в нормы, то выносится приговор – задержка речевого развития. Сразу успокоим особо эмоциональных родителей, это не повод впадать в панику.

А ваш ребёнок это может?

Рассмотрим основные этапы развития речи:

    Задержка речи – норма или приговор?

     

  • 12 месяцев: до 10 слов, повторение простых слов или слогов.
  • 1,5 года: использует 20–30 слов.
  • 2 года: 70 и более слов, простые фразы, прилагательные и местоимения (я хочу пить, красивая кукла).
  • 2,5 года: фразы становятся более сложными, юный лингвист уже может составлять законченные предложения, активно расширяется словарь.
  • 3 года: около 250 слов, делает краткий пересказ, отвечает на вопросы по прочитанному материалу.

Указанные нормы условные, при оценке нужно обратить внимание на другие факторы. Если ваш малыш в 1–1,5 года говорит 5–10 слов, но всё понимает, выполняет просьбы взрослых вроде «принеси мячик» или «иди одеваться», то не о чем беспокоиться. У каждого свой темп развития и нельзя сравнивать всех с одной точки зрения. Многие «молчуны» начинают энергично разговаривать, перескакивая через определённые этапы. Например, сначала слоги, а потом сразу простые фразы. Или после слов сразу начинаются сложные предложения.

malenkij rebenok aktivno razgovarivaet

Обратите внимание на двигательные навыки крохи. Если нет проблем с координацией, он вовремя начал ползать, садиться, вставать и ходить, то это показатель нормального развития. Умение пользоваться столовыми приборами и то, умеет ли ребёнок пить из кружки самостоятельно в возрасте 1,5 лет, является ещё одним критерием оценки.

Если мама, папа или другие близкие родственники начали поздно говорить, то это тоже указывает на возможную задержку речи ребёнка.

Лечить или не лечить?

Что же делать, если малыш молчит, говорит невнятно или вы видите явные отклонения от существующих норм?

Важно знать, что период от рождения до 3 лет является определяющим для становления речи. К этому сроку окончательно формируются речевые области мозга. Если у вас есть сомнения, рекомендуем не ждать трёх лет, а уже в 2–2,5 года пройти обследование у следующих специалистов:

  1. Отоларинголог.
  2. Стоматолог.
  3. Логопед.
  4. Психолог (психиатр).
  5. Невролог.

Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, стоматолог осмотрит уздечку и прикус. Если после консультации с логопедом и психологом невролог подтвердит нарушения в развитии речи, будет рекомендовано лечение. Как правило, назначается курс медикаментов для улучшения работы головного мозга. Положительное влияние также оказывает массаж и физиопроцедуры.

Помните, что речь влияет на общее развитие головного мозга и после трёх лет коррекция нарушений происходит сложнее. Придётся потратить больше сил, времени и денег.

Помогаем малышу

Развитие речи в раннем возрасте неотрывно связано с мелкой моторикой. Обязательно занимайтесь с ребёнком аппликацией, лепкой, перебиранием круп, шнуровками, пальчиковыми играми. Найдите тот вид деятельности, который ему больше всего нравится.

mama igraet s rebenkom v palchikovye igry

По возможности сократите время просмотра телевизора. Игры на планшете и телефоне необходимо ограничить или вовсе убрать до 3 лет. Даже самые лучшие развивающие мультфильмы не заменят живого общения.

Находите время для разговоров с малышом дома, на прогулке и в других бытовых ситуациях. Ребёнок должен не только слушать, но и иметь возможность вам ответить. Задавая вопросы, вы поощряете его к общению, а активное развитие речи происходит через диалог.

При наличии явной задержки речи у ребёнка в возрасте 3–4 лет можно подумать о занятиях с логопедом-дефектологом. Это ускорит процесс, а также поможет исключить возможные проблемы в школе, связанные с нарушением фонематического слуха и неправильным произношением.

Вы и ближайшее окружение ребёнка являетесь главным двигателем его прогресса. Создайте для него полноценную речевую среду с самого рождения. Любите и поддерживайте на всех этапах роста. Используйте в своем арсенале разнообразные методики развития, будьте терпеливыми, и ваш ребёнок обязательно будет радовать успехами!

Задержка речи – норма или приговор?

 

Читайте также:

0

Ваша корзина